Поэтесса Наталья Рочайте

Лениногорская земля богата талантами. Среди них, на мой взгляд, очень ярко выделяется талант поэтессы Натальи Рочайте.

Печатать свои стихи она начала в 1988 году. Когда они появились в печати, то сразу привлекли внимание читателей. Стихи покорили всех новизной, свежестью, образностью, своей метафоричностью. Бросались в глаза своеобразный образ стиха, необычный порядок слов. Но это было не самое главное…

Известно, что Лениногорск принято называть городом нефтяников. И многие местные поэты и писатели стремились, да и сейчас стремятся в своём творчестве отражать в основном жизнь и труд тех, кто добывал нефть. На всю страну, например, стал известен роман Ш. Бикчурина «Твёрдая порода», в котором он талантливо изобразил людей, добывающих «чёрное золото». Что же касается Н. Рочайте, то она не пошла по пути своих предшественников. Она не замкнулась на одной узкой теме – изображение труда нефтяников. Её волновали общечеловеческие ценности: добро, любовь, человек и природа, история и и т.д. Вот почему читатели с нетерпением ждали, когда её стихи появятся на страницах местной газеты.

Родилась будущая поэтесса Наталья в мае 1960 года на Алтае в семье врачей. В 1966-ом её родители переехали жить и работать в Лениногорск, где в основном и формировался талант Н. Рочайте. Чтобы познать азы поэзии, ей пришлось много работать над собой. Сначала она училась в школе. Те, кто учился с ней, запомнили её старательной ученицей и оптимисткой. Вот что говорит о ней её бывший одноклассник Жамиль Сулейманов:

— В школе Наталья старалась участвовать во всех мероприятиях. Она была активным членом школьной редколлегии, старалась учиться только на «отлично». На переменах не бегала по коридорам со своими сверстниками, не игра с ними. Она постоянно что-то читала, решала. Очень хорошо относилась к своим одноклассникам, всегда была готова помочь своим друзьям в трудную минуту, на неё всегда можно было положиться. Наталья очень любила читать художественную литературу. Может быть, именно это повлияло на то, что она стала писать стихи.

Как отмечала мать поэтессы Тагира Рахимова, Наталья доводила всё до логического конца. Если она начинала осваивать что-то, то не останавливалась до тех пор, пока дело не доведено до совершенства. Читала она очень много. Самым любимым поэтом был Александр Блок, знала наизусть всего «Евгения Онегина» Пушкина, а про поэзию Сергея Есенина она говорила, что при чтении его стихов у неё «звенят в ушах колокольчики». В некоторых её стихах чувствуется влияние других поэтов. Особенно ярко это влияние ощущается при чтении стихотворения «Рябина» (1988 год):

Зажглась рябина красным цветом
Опять к исходу сентября
В лесу уже полураздетом,
Красою радостной горя.
Исполнена очарованья,
Трепещет на ветру она,
Давно желанного свиданья
В томленьи страстном ждёт она.
А ей – жестокая судьбина –
Сплошная цепь разлук.
Вот отчего горит рябина
В преддверье долгих зимних вьюг.

Наталья Рочайте очень любила природу, поэтому немалое место в своих стихах она отводила собственным картинам. Любить природу её учил отец. Когда она была маленькой, он брал её на руки и уходил с нею куда-нибудь на природу. К примеру, подносил её к ручью, к воде, заставлял слушать, какие звуки издаёт источник. А если он приносил её в лес, то заставлял обращать внимание на деревья, листву, траву, на букашек, копошащихся в земле. Позже эта наблюдательность понадобится ей при создании стихов, а свою любовь к природе она пронесёт через всю жизнь.

Вечер прокрался в город мой,
Туманом вполз, дождём моросящим,
Деревья окутал белёсой мглой,
Ветром промчался по улицам спящим,
Заиграл, закружил кленовыми листьями,
Мимоходом воду в лужах рябя,
Растрепал мои волосы взмахами быстрыми
И, смущённый, исчез за стеной дождя.
Сыплет мокрыми листьями под ноги осень,
Дождь ночной провожает до дому меня,
Рядом молча идёт, доведёт меня – бросит,
Но пока что шаги его рядом звенят.
(«Осенний вечер», 1985 г.)

Самыми любимыми временами года у неё были весна и осень. Осенние мотивы чаще всего звучат в её стихах. Ей нравилось смотреть на падающие листья, как идёт дождь, нравилось дышать осенним воздухом.

Уж осень, и птицы сбиваются в стаи,
Готовясь в судьбой предназначенный путь.
Траву покрывающий иней растаял,
Под солнцем к полудню осталось чуть-чуть.
Листвой устелив тротуары окраин,
Деревья застыли наги.
Лишь гулкое эхо, по паркам играя,
Тревожно разносит шаги.
Так грустно брести в золотом листопаде
И видеть, как, с ветки срываясь, листок
Взвивался, кружился, но всё-таки падал,
Пытался взлететь на ветру – и не мог.
Я листьев охапку подкину повыше,
Земным тяготениям чтобы назло,
Как птицы свободно парили над крышей,
Над городом нашим, всё дальше, всё выше,
Чтоб ветра порывом их всех унесло.
Они улетели, презрев притяженье,
И, в небо кидая листву, я смеюсь:
То дождь золотой, листопада круженье,
Я в вальсе осеннем с ним вместе кружусь.
(«Осень», 1986 г.)

После окончания Московского нефтяного института им. Губкина Рочайте приехала жить в Лениногорск, который стал источником её творчества. Её поэзию можно назвать городской. Она пишет о том, что думает и видит в окружающем мире человек, живущий в городе и иногда выезжающий за его пределы, как он проносит через себя все происходящее вокруг. Жизнелюбие, наблюдательность, оптимизм, чувство причастности ко всему происходящему станут основными мотивами её творчества. Есть у неё стихи, где она делает попытку постараться показать значимость дел простых людей в период трудных испытаний. Особенно это чувствуется в стихотворении «Женщинам военных лет» (1985 г.):

В солдатских грубых сапогах
Вы отмеряли год за годом,
Друзей теряли в злых снегах,
Но шли по фронтовым дорогам.
О, женщины тех лет войны!
Как ваши слабенькие плечи
Смогли сдержать беду страны?
Ковали вы победный меч ей.
О, женщины тех лет войны!
Склоняю голову пред вами,
Пред силой духа и любви,
Познавшей вас на бой с врагами.
О, женщины тех лет войны!
Вы огненными шли путями
И были верою сильны –
Её не покорить мечами.

В 1988 году Рочайте тяжело заболела. После безуспешного лечения врачи вынуждены были признать её инвалидом первой группы и написать «Нуждается в постороннем уходе и лечении». Несмотря на то, что была прикована к постели, она не прекращала писать стихи. Видимо, зная, что жизнь её не будет долгой, в них начинают появляться печальные нотки:

Я с грустью думаю всё чаще,
Пытаясь заглянуть вперёд:
Всё в этом мире преходяще,
Всему свой срок и свой черёд.
(«Засентябрило», 1987 г.)

Я стою на своём пепелище.
Пронеслось уже множество дней,
Одиночества ветер здесь свищет,
Но не жаль мне всех прошлых затей. <…>
Вспоминаю я первые муки,
Слёзы счастья и горя в груди.
Слышу странные, лёгкие звуки,
Что же будет ещё впереди?
(«Я стою на своём пепелище», 1992 г.)

И всё же оптимизм и жизнелюбие возьмут верх. И в одном из стихотворений Н. Рочайте встрепенётся и напишет:

Я хочу подарить вам закаты,
Уходящие солнцем в ночь,
Всё, чему удивлялась когда-то
И забыть потому невмочь,
И манящие синие дали,
Меня с детства тревожил их зов, <…>
Подарить вам хотела бы осень,
Буйство красок осенних картин,
Проглянувшую неба просинь
Сквозь багрянец горящих рябин,
Песни все, что одной мне звучали,
Не смолкая ни днём, ни в ночи,
То возникшее чувство вначале,
О котором мне сердце стучит.
(«Я хочу подарить вам закаты», 1993 г.)

Оптимизм вновь появляется в её поэзии. Она рассуждает о любви, материнстве, добре и зле, даже пишет стихи, где имеет место сатирическое начало. Пытается Наталья Рочайте писать стихи и для детей.

Ночь уже. Тебе пора
Засыпать в кроватке.
Сон пришёл. Ты до утра
Поиграй с ним в прятки,
Притаись, чтоб не вспугнуть,
И тогда на сильных
Сон тебя в волшебный путь
Понесёт на крыльях,
Обоймёт со всех сторон
В тёплой колыбельке.
Пусть приснится добрый сон
Маленькой Валерке.
(«Маленькой Валерке», 1992 г.)

Когда читаешь это стихотворение, то чувствуешь безграничную любовь лирической героини к маленьким детям. По сведению матери поэтессы, Н. Рочайте очень любила детей и свою жизнь планировала посвятить работе с ними. Однако этой мечте не суждено было осуществиться — 19 марта 1995 года ее сердце перестало биться. Она ушла от нас, но осталась в своих стихах. Сейчас, когда читаешь их, по-другому начинаешь воспринимать её творчество. Чувствуешь, что её поэзия выстрадана сердцем. Особенно это страдание выражено в стихотворении «Благословенно материнство», в котором, на мой взгляд, ярко выражено то, что не сбылось в жизни самого автора.

«Тревога за будущее и настоящее» — вот что ещё волновало Наталью Рочайте. И чтобы в мире процветала гармония, она даёт простой совет:

Не стоять, размышляя над бездной,
Надо плыть, надо быть, надо жить!
(«Борьба за жизнь», 1992 г.)

После смерти Н. Рочайте лениногорская типография при содействии администрации города и района выпустила в 1996 году два небольших сборника её стихов, которые скоро станут редкостью. Но если кто-нибудь случайно обнаружит их и прочитает, то почувствует, что в них есть то, что мы называем словом «жизнь». Та жизнь, где рядом уживаются любовь и обман, красота и обыденность, природа и человек, где «красота и доброта всегда сёстрами шагают по земле». И образы, отраженные в стихах, всегда будут находить отзвук в душе, потому что они самые обыкновенные, человеческие.

Дина ФАРХУТДИНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =