Александр Володин: «Однажды сел и написал песню о Лениногорске!»

1

Житель Лениногорска многие годы воспевает свой город и нефтяную республику в своем творчестве. Благодаря вдохновению композитора Володина, почти у каждого села Лениногорского района появился свой негласный «гимн».

Песни, посвященные селам Старый Кувак, Письмянка, Юлтимирово, Каркали, Ялтау, Спиридоновка, Кузайкино, Мордовская Кармалка, местные жители знают наизусть. А какие задушевные слова у произведений, посвященных нелегкой и, казалось бы, совсем не поэтичной работе нефтяников — это нужно слышать! Это нужно прожить сердцем!

Так, песня «Нам нельзя позабыть» посвящена нефтяникам первой скважины, возвестившей о промышленной нефти в республике, и 50-летию нефти Татарстана, а песня «Ромашка» (названа так в честь Ромашкинского месторождения) на слова М.Садовина стала визитной карточкой старейшего в республике управления НГДУ «Лениногорскнефть». Песня «Для блага людей» посвящена ПАО «Татнефть». А в преддверии 70-летия НГДУ «Лениногорскнефть» Александром Анатольевичем были написаны три песни — «Подвиг трех поколений», «День рождения НГДУ» и «С тебя все началось». Его таланта могло бы хватить на десяток одаренных музыкантов, столько теплоты, любви и искренности в его песнях!

Журналисту «Известий Татарстана» Оксане Бирюковой посчастливилось встретиться с легендарным для нефтяного Татарстана композитором. Оказалось, что Александр Володин — человек интересной судьбы, о которой он со всей открытостью рассказал в интервью.

2

«Вот Похвальная грамота, подписанная командиром войсковой части подполковником Шаповаловым и врученная мне по итогам армейской службы, — бережно листает папку с творческо-послужным архивом наш собеседник, — вот благодарственное письмо за заслуги в области культуры, личный вклад в развитие музыкального творчества самодеятельных коллективов, оно подписано Фаритом Мухаметшиным. Здесь у меня диплом за подписью генерального директора «Татнефть» Ш.Ф.Тахаутдинова о присвоении звания «Почетный нефтяник ОАО «Татнефть». Очень горжусь этим званием и документом…».

А еще Александр Володин — Дипломант республиканских фестивалей, лауреат премии им. Ш. Бикчурина, удостоен премией Фонда «Рухият». «Как зародилось ваше сотрудничество с нефтяниками, переросшее впоследствии в крепкую дружбу? Что вдохновило вас на создание многочисленных музыкальных произведений? Как вообще обнаружился талант?», — выпытываю творческие секреты собеседника, одновременно зачитываясь названиями его песен «Ждет меня деревня», «Городок моей судьбы», «А за той тишиной», «Ива белая», сборников «Родники», «Зажги в себе свечу», «Здравствуйте!» и других.

— Талант обнаружился по наследству, — начинает Александр Анатольевич с самых истоков, — у меня мама очень хорошо пела. Воспитывал меня отчим, он участвовал в самодеятельности, частенько они даже с мамой на пару исполняли песни. Сколько частушек он знал, я, честно говоря, затрудняюсь сказать. Очень много! По линии матери дед тоже пел (он окончил один класс церковноприходской школы, работал на лошади, хлеб возил), и бабушка его, и мачеха моей матери. Мачеха пела народные песни, дед писал стихи, басни. Дядя мой по материнской линии играл на аккордеоне. Помню, года в три-четыре я настолько интересовался этим инструментом, что из рук его не выпускал. Родители видели мой интерес. Но жили мы небогато: у меня еще две сестры, мать — кочегар, отчим — слесарь. В общем, баян мне купили только в классе пятом, я тогда и поступил в музыкальную школу.

Я очень любил петь, как и вся моя семья. Когда собирались родственники, никогда не обходилось без песен, шуток, плясовых. Особого у меня голоса нет, но тот же Геннадий Заволокин не столько голосом поет, сколько душой. Ну и я увлекся. В музыкальной школе делал упор не на этюды и классику, а играл больше эстрадные композиции, тогда были такие замечательные песни, талантливых композиторов — Шаинский, Добрынин, Пахмутова. У отчима нашел частушки о такси, я их часто пел до армии…

Было у меня стремление поступать в музыкальное училище, но в то время появилось в обществе такая убежденность, что нужно обязательно иметь полное среднее образование. В сочинении даже написал, что хочу быть композитором-песенником. В результате документы у меня на руках, но с музыкальным училищем пришлось повременить. Поступил в нефтяной техникум и 4 года отучился, о чем никогда не жалел. Зато все годы учебы занимался в техникуме самодеятельностью. До сих пор меня помнят там веселым парнем, ведущим, артистом, я никогда из рук баяна не выпускал…

Службу в армии Александр Анатольевич вспоминает с особой теплотой. По своим заслугам он был занесен в Книгу Почета части, а это дорогого стоило. Тут и организация самодеятельности помогла, и тот факт, что сам он был командиром взвода части. Запомнился Володину концерт, который посвящался слушателям Академии генерального штаба вооруженных сил СССР, в числе слушателей которого были высшие офицеры стран Варшавского договора. Как зеницу ока бережет Александр Анатольевич ценную для него награду — Грамоту командующего Московским военным округом генерала армии Говорова. Она могла бы открыть Володину двери во многие учреждения, но он тогда об этом и не догадывался. Отслужив в армии, вернулся в родной Лениногорск, где поступил на работу на Приборный завод, технологом. Но и тут творческая стезя дала о себе знать. Накануне 10-летия завода встал вопрос о подготовке к концерту.

— Тут я и раскрыл карты, рассказал о своем опыте, — улыбается мой собеседник. — Баян в руки, подготовил цех, мы отлично выступили. После этого мне сделали предложение возглавить самодеятельность завода. Выделили небольшую каморку, где были музыкальные инструменты. И я с радостью согласился. Работать было интересно, потому что в цехах в основном молодежь, все активные. Коллектив у нас получился практически как в ДК нашего города, соревновались с домом культуры, был духовой оркестр, хор, дискотеки проводили. Мы и в Казань в 80-х приезжали, заняли первое место. Много интересного было, если вспомнить. 10 лет в общей сложности проработал я на заводе. Уже тогда стал подумывать о сочинительстве. Однажды сел и написал песню о Лениногорске! До сих пор она остается визитной карточкой города, пошла в народ. Не думал тогда, что так получится, просто попробовал. Я ведь не певец, всегда это подчеркиваю, я, можно сказать, из народа. Но, уже работая на заводе, понимал, что надо продолжать совершенствовать знания и навыки. Решил поступать в Елабужское культпросветучилище. Заочного отделения по обучению на баяне там не было, пришлось выбрать режиссерское отделение. Режиссер курса Раиса Ивановна Сафронова. Замечательная группа у нас собралась, курсовой спектакль поставили «Клоп» по Маяковскому, я играл главную роль — Присыпкина. Окончил училище с отличием. Поступил в Казанский институт культуры. Проучился 4 курса заочно, работая на заводе. Даже после того, как завод был расформирован в связи с известными в стране событиями, я по-прежнему ставил концерты, выступления, программы, с коллективом часто выступали в городе. И когда в отделе культуры Лениногорска освободилась должность заведующего, предложили мою кандидатуру.

3

— Судьба просто вела вас за руку, — поражаюсь последовательностью происходящих событий в жизни Александра Анатольевича.

— Возможно, — пожимает он плечами. — Для меня это было абсолютно новое дело. Представляете, с завода и вдруг на уровень города! К тому времени уже женился, родился у нас сынишка. И жена — Муза Михайловна, тоже музыкант, во всем поддерживает меня и помогает. Вообще у нас с супругой четверо детей — две дочери и два сына. Но это так, отступление. Так вот, меня взяли на должность завотделом культуры, там я проработал 3 года, но в силу ряда событий по собственному желанию ушел, вернулся на завод, а вскоре в местном ДК освободилась должность художественного руководителя. В культурной жизни города я уже довольно хорошо ориентировался, поэтому творческая работа специалиста, который делает праздники, фестивали, мероприятия, меня не пугала. Так и стал режиссером, постановщиком и сценаристом, ведущим в одном лице.

При Володине все направления заиграли новыми красками. Возобновились смотры художественной самодеятельности, активизировалась участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. Были закуплены детские и взрослые аттракционы. Но главное — возродились ансамбли русской песни, татарской, мордовской, чувашской, был организован хор ветеранов. По каждому — отдельная история. Например, ансамбль мордовской песни. Создан он был на базе одной мордовской деревни, Мордовской Кармалки, где все родственники, вернули празднование мордовского праздника Балтай (это символ их — медведь, который выходил на троицу из леса и как бы благословлял на хороший урожай). Александр Анатольевич специально написал песню «Деревня хоть куда». Когда в город приезжали гости из других городов, праздник представал во всем его великолепии: веселье, песни, столы.

Не остался без внимания и татарский ансамбль. Был придуман клуб «Творческие встречи» (не только для татар, но и для русских, чуваш, мордвы). Туда были собраны поэты, композиторы, здесь пелись песни местных авторов, и Володина в том числе. Что касается русского ансамбля, то так получилось, что сразу же после его возрождения в Казани объявили Республиканский конкурс исполнителей русской песни и ансамблей и солистов, и ансамбль стал его дипломантом.

— Но что самое приятное и главное и для меня, и для ансамбля, — говорит Володин, — первый гала-концерт конкурса исполнителей русской песни дали открывать нам, нашему ансамблю — небольшой вокальной группе…

В какой-то момент стало понятно, что сил на все не хватает, Александру Анатольевичу пришлось лечь в больницу. Неожиданно для всех после этого он ушел работать учителем музыки и пения в коррекционную школу №14 для детей с ограниченными возможностями. Казалось бы, здесь можно перевести дух и немного снизить темп. Но не такой человек Володин! Если уж работать, то показывать результаты работы. Для успешного проведения учебно-творческого процесса, благодаря заслуженному авторитету в городе, при поддержке администрации города была приобретена необходимая музыкальная аппаратура и инструменты, с помощью НГДУ «Лениногорскнефть» и при поддержке его руководства создан музыкальный класс-зал со сценой и зрительным залом. Организованы два творческих коллектива «Фабрика №14 и театральный — «Вместе».

«Фабрика» активно участвовала в городских концертах и фестивалях творчества инвалидов, республиканских фестивалях творчества детей с ограниченными возможностями. Театр «Вместе» в ежегодных конкурсах детских театральных коллективов «Премьера» среди общеобразовательных школ города и района не раз занимал первое место. Это, несмотря на то, что численность учащихся школы в разы меньше, чем в других, в школе девятилетнее обучение и выбор способных детей очень ограничен. Но Володин не сдается! Особое внимание в школе требовали к себе вновь организованный класс, где обучались самые трудные дети. Для них Володин написал специальные песни, которые дети с удовольствием разучивали и исполняли. Вспоминая этот период, Александр Анатольевич живо и ярко описывает практически каждое мгновение. Как его ребята выходили на сцену, как пели песни, как потом радовались наградам в конкурсах, и как в своем стремлении создать условия для занятий он готов был свернуть горы, пойти в администрацию, к нефтяникам, чтобы развитие продолжалось. И его слышали и поддерживали!

Что же касается его крепкой дружбы с нефтяниками, то можно сказать, что она органично вплелась в его творческую биографию. Многим предприятиям и организациям города Александр Анатольевич постоянно оказывал помощь в подготовке смотров, праздников, юбилеев. В 1993 году взял под «свое крыло» творческий коллектив художественной самодеятельности Лениногорского горгаза. С тех пор этот коллектив практически во всех городских смотрах-конкурсах народного творчества занимал только первые места. При его участии возродились смотры художественной самодеятельности НГДУ «Лениногорскнефть», которые стали настоящими праздниками творчества. За время работы во Дворце культуры А. Володин был непосредственным организатором и участником юбилейных событий города и республики: 50 и 60 лет первой нефти Татарстана, 50 лет НГДУ «Лениногорскнефть», 55 лет ОАО «Татнефть», 45, 50 лет Лениногорска, 50 лет Ромашкинскому нефтяному месторождению. Со своей стороны, нефтяники многократно поддерживали творческие стремления автора. Так, например, при их поддержке удалось выпустить сборник песен местных татарских композиторов и сборник песен о Лениногорске. Финансовую поддержку обеспечил начальник НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаиль Нурмухаметов. ОАО «Татнефть» поддержала талант Володина в рамках конкурса, объявленного фондом духовного возрождения «Рухият». Не перечесть, сколько песен Володина посвящено судьбе нефтяников!

А о судьбе самого Александра Володина впору писать книгу. Настолько насыщенной представляется его жизнь. Вот и в беседе для нашего издания он не скупился на эмоции, интересные примеры из прожитых лет, слушая его, я будто проживала те удивительные мгновения сама, становясь виртуальным зрителем. И все это время мне думалось: «Как хорошо, что наш талантливый земляк, несмотря ни на что, до сих пор готов отдавать себя людям, не жалея сил выступать в деревнях своего района, подпитывать их сердца искренними песнями и добрыми словами»…