Вагиз Санатуллин: «Надо уметь признавать свои ошибки перед детьми»

017

Начальник управления образования города Лениногорска и Лениногорского района Вагиз Санатуллин дал интервью журналу «Магариф». Мы приводим выдержки из него.

– Сегодня в нашей стране школа представляет собой  большую экспериментальную площадку. Множество разных ученых-специалистов придумывают всякие методики и спешат применить их на практике в школах. Ответственность за проведение всех этих экспериментов неизменно ложится на плечи школьных учителей. По Вашему мнению, каким должен быть современный учитель, и кем он является в действительности?

– Все в мире, а значит и дети, находятся в постоянном развитии. Это означает, что и подходы к их обучению должны постоянно меняться. Этим и обусловлено  появление множества разных систем и методик в образовании.  Учитель всегда должен быть готов к таким изменениям. Если дети в своем развитии будут обгонять учителей – это неправильно.

Взять, к примеру, нескончаемые споры вокруг ЕГЭ. Лично я не согласен с его противниками: есть единая программа образования, а значит и требования по его оценке должны быть едиными. Вот только не во всех школах условия соответствуют требованиям современных стандартов. Например, в советские годы мы все учились по одному учебнику, а сейчас их на каждый предмет по 10-15. Учитель сам выбирает с помощью какого пособия учить детей. А если он ошибся, и задания в учебнике слишком сложные для усвоения знаний учащимися?

На сегодняшний день к учителю предъявляются высокие требования. Кроме поурочных планов, он должен составлять тематическое планирование, разрабатывать рабочие программы. В советские годы для учителей выпускалось множество различных методических пособий. Как для тематических планов, так и для поурочных… Если у учителя не хватало знаний, он всегда мог обратиться к таким источникам. Сегодня ни в одном вузе этому не учат.

Говорят, что у учителей высокая заработная плата. Но чтобы получать нормальную зарплату, он должен работать минимум на полуторной ставке. Приходится делать выбор: или получать повышенную зарплату или работать на результат.

Раньше по окончанию школы можно было поработать в школе без соответствующего образования. Так сказать  проверить себя на профпригодность. А сейчас для того, чтобы занять должность учителя, в первую очередь, необходим документ. У кого-то профессия учитель – призвание, но если нет документа,  директор не имеет права взять его на работу.

– В последние годы на фоне оптимизации закрылось множество школ. В любом районе сельские школы можно по пальцам пересчитать. А если нет школы, то и село исчезнет!

– Село никуда не денется. На сегодняшний день в наших школах не хватает не детей, а учителей. В нашем районе есть школа, где учатся 32 ученика, а учителя – все до одного пенсионеры, причем пенсионный рубеж перешагнули давно.

Оптимизация – это требование нашей современности. И оставлять в каждой деревне школу ради жизни села неправильно. Если количество детей позволяет, школу можно открыть и заново. Самая главная проблема села это – проблема занятости. Особенно остро она касается молодежи. Есть работа — будут и специалисты, будут рождаться дети. В прошлом году закрылась школа в Карамалке. Нет специалистов. Директор уже давно на пенсии, учителей-предметников – нет. Провели собрание, посоветовались с жителями. Те возражать не стали. Сейчас 18 детей на автобусе возим в школу села Старый Кувак. В то же время есть школы, в которых учатся по 10 детей. И вопрос об их закрытии не стоит. Данную проблему необходимо рассматривать всесторонне: условия обучения, учебные пособия, кадровый вопрос… Создать условия и обеспечить учебниками не трудно, гораздо труднее найти профессионалов-специалистов, готовых жить в сельской глубинке и работать с детьми.

– Заодно расскажите и о современных детях.

– Знания и мышление детей тесно связаны с Интернетом. Сейчас уже невозможно отказаться от Сети, потому что виртуальная сеть стала неотъемлемой частью нашей жизни. Один пример из моей практики. Во многих местах закрылись филиалы Сбербанка. У нас в районе есть село Тимяшево, жителей которого очень возмутила ликвидация филиала, и они организовали собрание, пригласив представителя банка. А он, показав на телефон, сказал: «Зачем вам нужен филиал, если весь банк сейчас в телефоне». А как быть людям старшего поколения, не умеющим пользоваться функциями телефона – об этом никто не думает.

Современные дети не слишком общительны. Им гораздо комфортнее выражать свое мнение через Интернет, когда их никто не видит и не знает. В использовании гаджетов дети подкованы гораздо больше, чем учителя. Сейчас большая часть школьной деятельности осуществляется через гаджеты: домашние задания, общение с родителями, учениками. Современные дети не боятся высказывать свое несогласие с учителем, хорошо знают свои права, забывая, что существуют и обязанности. В наше время главным было слово учителя и только потом – родителей. Сейчас, если у ребенка есть свое мнение, его трудно изменить, доказать обратное. С одной стороны это – хорошо. Но учитель должен быть готов понять ученика, не стараться задавить его авторитетом, особенно, когда тот прав. Выражение «Как я сказал, так и будет» неприемлемо для современного учителя и грозит потерей авторитета. Учитель не может знать абсолютно все. Надо уметь признавать свои ошибки даже перед детьми.

Еще одна болезнь современности – использование только оперативной памяти мозга. Сегодня школьники еще помнят, а завтра – максимум через несколько дней – быстро забывают. Прошло уже много лет, а я все еще помню стихи, которые учил в школе. Современные дети не могут без повторения вспомнить то, за что буквально несколько дней назад получили хорошую оценку.  Поскольку им это не нужно, а если вдруг понадобится, то под рукой всегда есть Интернет. Зачем стараться, если в любую секунду можно скачать информацию оттуда.

– Вагиз Самиуллович, закончился еще один учебный год. Каковы его результаты?

– Основной показатель качества образования определяется степенью знаний учащегося, компетентностью в разных областях, умением применять полученные знания как на различных состязаниях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, так и в жизни. Я считаю, что наши учащиеся в полном объеме умеют применять все то, чему научились в образовательных учреждениях. И это радует. Десятки наших школьников заняли призовые места в различных состязаниях: и местного, и регионального, и республиканского уровня. Перечислю некоторые имена: ученик 7 класса школы № 10 Данил Смолягин (учитель – И.Шереметьев) одержал победу на межрегиональном этапе олимпиады по технологии;  ученик 11 класса школы № 6 г.Лениногорска Илья Комбаров (учитель – Р.Каюмова) занял первое место на всероссийском заключительном этапе олимпиады по биологии; команда 9 класса школы № 5 победив на республиканском уровне «Президентских состязаний», готовится к следующему всероссийскому этапу, который пройдет в сентябре.

Выпускные экзамены – итог нашей 11-летней деятельности. В этом году особенно порадовали успехи по русскому языку, профильной математике и химии. На 100 баллов сдали тест по русскому языку 5 выпускников: Азат Мингазов (школа №2), Ева Власова (школа №5), Анна Бербек, Анжелла Ахметшина, Юлия Табакова (все из школы №6). Около 60 учеников набрали более 90 баллов (9 учеников – 98 баллов!).